К одной из центральных задач создания классов психолого-педагогической направленности относится раннее выявление педагогически одаренных обучающихся и активное развитие педагогических способностей старшеклассников в условиях профильного обучения. Для современных представлений об одаренности характерно многомерное, комплексное понимание ее сущности, позволяющее рассматривать педагогическую одаренность в качестве одного из видов социальной одаренности, которая соотносится не с наличным уровнем способностей к профессиональной деятельности, а с готовностью к развитию и рассматривается как психологическая предпосылка развития педагогических способностей и педагогического интеллекта.
К педагогическим способностям относится совокупность индивидуальных устойчивых свойств личности, проявляющихся в специфической чувствительности к объекту, отвечающих требованиям деятельности учителя и определяющих успешность в ее овладении. В.А. Крутецким выделены 9 групп, к которым относятся дидактические; академические; перцептивные; речевые; организаторские; авторитарные; коммуникативные; прогностические способности, а также способность к распределению внимания. Н.В. Кузьмина соотносит педагогические способности с определенными видами профессиональной чувствительности педагога и выделяет три уровня: перцептивно-рефлексивные способности и проективные способности (гностические, конструктивные, коммуникативные, проектировочные, организаторские).