Важной составной частью перехода к цифровой образовательной среде являются изменения педагогической практики, которые делают возможным её внедрение в учебный процесс. В зависимости от степени изменений, приняты четыре уровня:
- замещение традиционных педагогических инструментов новыми цифровыми инструментами;
- улучшение функциональности нового инструмента по сравнению с функциональностью предыдущего инструмента;
- изменение - функциональность цифрового инструмента существенно расширяется, что позволяет заметно улучшить педагогическую практику;
- преобразование - функциональность новых (цифровых) инструментов/средств учебной работы не просто заметно расширяется, но и становится качественно другой по сравнению с функциональностью традиционных инструментов.
Для эффективного использования цифровых технологий при решении учебных и организационных задач образовательные организации применяют разнообразные средства: обучающие компьютерные программы, инструменты компьютерного тестирования, цифровые справочники, энциклопедии и словари, учебные пособия и учебники, электронные библиотеки, электронные журналы и дневники.
Хотя педагогические разработки с использованием искусственного интеллекта появились сравнительно недавно, уже выделилось несколько направлений их применения:
- интеллектуальные обучающие системы и чат-боты;
- автоматическое оценивание;
- настраиваемые учебные материалы;
- образовательная аналитика;
- консультационные системы;
- геймификация и виртуальная реальность.