Анализ педагогических технологий, моделей, инструментов в системе цифровой образовательной среды

Важной составной частью перехода к цифровой образовательной среде являются изменения педагогической практики, которые делают возможным её внедрение в учебный процесс. В зависимости от степени изменений, приняты четыре уровня:
- замещение традиционных педагогических инструментов новыми цифровыми инструментами;
- улучшение функциональности нового инструмента по сравнению с функциональностью предыдущего инструмента;
- изменение - функциональность цифрового инструмента существенно расширяется, что позволяет заметно улучшить педагогическую практику;
- преобразование - функциональность новых (цифровых) инструментов/средств учебной работы не просто заметно расширяется, но и становится качественно другой по сравнению с функциональностью традиционных инструментов.

Для эффективного использования цифровых технологий при решении учебных и организационных задач образовательные организации применяют разнообразные средства: обучающие компьютерные программы, инструменты компьютерного тестирования, цифровые справочники, энциклопедии и словари, учебные пособия и учебники, электронные библиотеки, электронные журналы и дневники.
Хотя педагогические разработки с использованием искусственного интеллекта появились сравнительно недавно, уже выделилось несколько направлений их применения:
- интеллектуальные обучающие системы и чат-боты;
- автоматическое оценивание;
- настраиваемые учебные материалы;
- образовательная аналитика;
- консультационные системы;
- геймификация и виртуальная реальность.
В цифровой образовательной среде можно отказаться от бумажных документов и воспользоваться технологией блокчейн. Блокчейн – технология хранения данных, которая основана на создании распределенного реестра. Сам блокчейн – это цепочка блоков данных (тексты, изображения, видео, программные приложения), которые связаны друг с другом и хранятся в виде идентичных копий на множестве различных компьютеров.
Цифровая трансформация образования призвана сместить акценты в обучении с освоения способностей в области работы с данными, информацией и знаниями на освоение специфических человеческих способностей к экспертизе и переносу освоенных знаний и умений в новые ситуации. Повсеместное внедрение цифровых инструментов, использующих методы искусственного интеллекта, делает эту работу особенно актуальной.


Made on
Tilda